1.Федеральная политика в отношении регионов

 1.Встреча Владимира Путина с представителями «Деловой России» свидетельствует об усилении роли федеральных структур, объединяющих бизнес-сообщество, в реализации социально значимых проектов на местах. Президент напомнил о роли объединений предпринимателей в подготовке стандарта социального капитала бизнеса (ранее эта тема обсуждалась также на съезде РСПП), предполагающего в том числе определение принципов поддержки корпорациями социальных программ и реализации проектов, связанных с охраной окружающей среды. Глава государства также особо отметил взаимодействие «Деловой России»  с главами субъектов и муниципалитетов — например, по вопросам запуска регионального инвестиционного стандарта.

В этих условиях в ближайшей перспективе будут возрастать лоббистские возможности губернаторов, деятельность которых до их прихода на ныне занимаемые посты была связана с взаимодействием с крупными федеральными корпорациями, причем не только имеющими приоритетные интересы в их регионах. Кроме того, у губернаторов появятся новые стимулы для проведения деловых форумов на уровне субъектов. Показателен, например, региональный форум «Мой бизнес 63», открывшийся в мае в Самарской области.

2.Период весенних полевых работ становится дополнительным поводом для внимания федерального центра не только к сельскохозяйственным регионам, но и к ведущим центрам производства сельхозтехники. Акцент на подобных вопросах был сделан и в ходе совещания, состоявшегося в мае под председательством Владимира Путина и при участии министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.

С учетом возросшего на фоне новых внешнеполитических вызовов 2022-2023 годов значения АПК вероятен дальнейший рост внимания федеральных властей  к этой теме в течение лета-осени текущего года — возможно, с расширением функционала Минсельхоза во взаимодействии с индустриальными регионами по вопросам поддержки сельхозмашиностроения и дальнейшего развития программ агролизинга.

Безусловно, поддержка индустриальных центров рассматривается и в рамках более широкой повестки, включая производство микроэлектроники, а также сферы телекоммуникаций, медицинских исследований. Отметим посещение премьером Михаилом Мишустиным и мэром Москвы Сергеем Собяниным столичного технопарка «Калибр».

3. В число приоритетных по-прежнему входят задачи по развитию транспортно-логистических коридоров – вероятно, эта тема получит дальнейшее развитие и в рамках Петербургского экономического форума-2023. Можно обратить внимание, например, на выступление первого вице-премьера Андрея Белоусова о перспективах транспортного коридора «Север – Юг» в ходе форума «Россия – Исламский мир» в Казани. Развитие авто- и железнодорожной инфраструктуры маршрута (Андрей Белоусов специально отметил, например, логистические проекты, реализуемые в Дагестане) может способствовать усилению влияния профильных федеральных структур, в том числе РЖД, на актуальную повестку в регионах (включая кадровую политику).

В сфере приоритетного внимания Кремля остается  поддержка проектов в рамках нескольких ключевых транспортно-логистических коридоров. Таковы развитие Северного морского пути, затронутое в мае вице-премьером-полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым на заседании коллегии Минвостокразвития, или предложение представителей Совета Федерации проработать вопрос о финансировании проекта Северного широтного хода (запланирован к реализации на Ямале) за счет средств Фонда национального благосостояния.

4.Переходит на новый уровень политика федерального центра по поддержке новых регионов. Важным маркером здесь является проведение под председательством Михаила Мишустина стратегической сессии по интеграции  таких территорий, а также визит ряда представителей федеральных властей в эти субъекты в течение мая (см. раздел 4). Если опираться на тезисы главы правительства, в число приоритетных направлений в рамках поддержки этих регионов должны войти развитие социальных программ, поддержка агросектора и транспортной инфраструктуры (задача «обеспечить связанность новых регионов  с другими территориями»).

Вероятно, в этих условиях может стать более плотным интерес Кремля к роли регионов, оказывающих шефскую помощь муниципальным образованиям в новых субъектах. Учитывая, что в условиях президентской кампании роль восстановления таких территорий приобретает особое политическое значение, для руководства шефствующих регионов степень эффективности реализации таких проектов может стать фактором как расширения лоббистских возможностей (в случае успешного выполнения подобных задач), так и ослабления аппаратных позиций ряда губернаторов и профильных региональных чиновников накануне вероятных кадровых ротаций осени 2023 года.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

1.Ключевым событием мая в региональной политике ожидаемо стали праймериз «Единой России», в которых приняли участие более 3 млн. человек. В регионах, где предстоят наиболее конкурентные кампании, предварительное голосование стало важным фактором формирования широких внутриэлитных коалиций на базе партии.

Можно выделить прежде всего Хакасию, где накануне выборов главы и Верховного Совета республики 75% победителей праймериз в региональный парламент составили кандидаты, не входящие в данный момент во фракцию «Единой России» в этом представительном органе. Список победителей праймериз отражает баланс между внутриэлитными группами, взаимодействующими с партией, а значит, и разными аспектами ее публичного образа. Так, в число лидеров предварительного голосования вошли бизнес-управленцы, в том числе представляющие предприятия, связанные с крупными федеральными корпорациями (например, управляющий директор «Русал Саяногорский алюминиевый завод» Евгений Щербаков), а также целый ряд представителей бюджетных учреждений. Одним из маркеров формирования широкой коалиции вокруг Сергея Сокола, кандидатура которого была анонсирована в качестве вероятного кандидата от партии на пост главы республики, является победа на праймериз Евгения Челтыгмашева, в 2021 году баллотировавшемуся в Госдуму от Хакасского одномандатного округа в качестве самовыдвиженца.

Праймериз остаются решающим фактором изменения внутриэлитного баланса на региональном и муниципальном уровне. Стоит отметить ослабление позиций ряда заметных игроков местного уровня, в том числе, экс-мэров городов. Так, лидерства в ходе предварительного голосования по одномандатным округам накануне выборов в заксобрания Ярославской области и Забайкальского края соответственно не смогли добиться экс-мэр Рыбинска Денис Добряков, а также экс-глава администрации Читы Александр Сапожников. Учитывая, что последний принял участие в военной спецоперации в качестве добровольца, возможно, подобные примеры подтолкнут представителей региональных элит, отправляющихся в зону проведения СВО, дополнительно активизировать взаимодействие с локальными НКО и волонтерскими движениями, а также с «Единой Россией» — как  с одной из ключевых платформ, консолидирующих деятельность таких организаций, — с целью сохранения влияния на локальную повестку во время отсутствия в своих регионах.

Можно предположить, что в будущем более заметное политическое влияние кандидаты-участники СВО могут получить в ходе избирательных кампаний в приграничных  регионах и, возможно, в ряде территорий ЮФО и СКФО. При этом ссылки на подобный опыт в ходе предвыборных кампаний могут играть более явную позитивную роль для начинающих общественных деятелей, пока не имеющих устойчивого бэкграунда политика или чиновника. В свою очередь, для узнаваемого политика фактор участия в спецоперации может иметь более существенный позитивный эффект, если его деятельность ассоциируется с выраженным месседжем на перезагрузку элит. 

2.Масштабные перестановки проходят на уровне глав значимых муниципальных образований. В первую очередь такие ротации затрагивают предвыборные протестные регионы, где подобные перестановки могут способствовать определенному снижению негативных настроений, связанных с деятельностью предыдущих глав таких муниципальных администраций.

Так, в Рязани накануне выборов гордумы произошла отставка Елены Сорокиной; в Чите в преддверии выборов в заксобрание Забайкальского края был назначен конкурс на замещение поста главы горадминистрации (должность вакантна с ноября 2022 года). В качестве ожидаемых многие рассматривают кадровые ротации в руководстве Смоленска (в регионе предстоят выборы губернатора и облдумы), где потенциальным кандидатом на пост мэра в случае отставки ныне занимающего этот пост Андрея Борисова, как правило, называют перешедшего на должность первого замглавы город бывшего руководителя Десногорска Александра Новикова. Кроме того, примечательна отставка главы Нововоронежа Владимира Лещенко (в Воронежской области в этом году состоится губернаторская кампания), но в данном случае можно говорить, скорее об аппаратных, а не о предвыборных причинах такого шага.

Чем чаще в руководстве города происходили кадровые ротации на предыдущих этапах, тем более скептическим может быть отношение жителей к новым мэрам, быстрее будет расти антирейтинг последних и тем ограниченнее может быть роль таких управленцев по консолидации лояльного электората. Возможно, по этой причине, например, в Чите, где ситуация традиционно характеризуется заметными социально-экономическими сложностями, основным кандидатом на пост мэра считается Инна Щеглова, в данный момент занимающая пост вице-премьера регионального правительства. При этом именно в регионах, где проходят выборы в заксобрания, критика в адрес вновь вступивших в должность мэров городов или наиболее вероятных кандидатов на эти посты может быть более интенсивной – отметим, например, скептическую оценку кандидатуры Щегловой со стороны КПРФ.

3.Среди резонансных расследований регионального уровня, обсуждавшихся в мае 2023 года, можно выделить уголовное дело в отношении директора Департамента транспорта Ярославской области Татьяны Черемных, а также внимание Следственного комитета к сообщениям о нарушениях при строительстве жилья для детей-сирот в Кабардино-Балкарии.

Не исключено, что такое внимание правоохранительных органов к реализации транспортных реформ и социальных программ в жилищной сфере может быть связано с ожиданием новых инициатив по этим темам, которые могут быть представлены Владимиром Путиным в преддверии президентской кампании (скорее всего, в конце 2023-начале 2024 года, но возможно и раньше, — например, на площадке ПМЭФ). А значит, будут означать как выделение дополнительных бюджетных средств регионам, так и необходимость более жесткого контроля за их освоением.

Новые расследования в этих сферах вполне ожидаемы в течение лета-осени 2023 года и коснутся в первую очередь экономически проблемных регионов, где недоработки как в транспортной, так и в жилищной сферах, как правило, являются более заметными. Как показывает пример Ярославской области, подобные расследования могут коснуться и чиновников из предвыборных регионов даже в случаях, когда дело касается управленцев, получивших назначения уже при действующих губернаторах (Татьяна Черемных, например, заняла пост главы департамента в марте 2022 года).

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды июня-июля 2023 года

 1.В рамках ПМЭФ можно ожидать особого внимания Владимира Путина к социальной повестке в контексте поддержки системы здравоохранения и решения демографических проблем. Обратим внимание на встречу главы государства в начале июня с руководителем фонда «Круг добра» протоиереем Александром Ткаченко, игравшим заметную роль и в ходе аналогичного форума 2022 года; посещение президентом Федерального детского реабилитационного центра в Подольске. Таким образом, уже в июне 2023 года могут быть заданы приоритеты региональной политики федерального центра на период президентской кампании, причем более плотный контроль за реализацией задач в этих сферах может начаться уже в июле-августе 2023 года. Это может привести, например, к более жесткой реакции федеральных властей на проблемы незавершенного строительства значимых объектов медицинской инфраструктуры на местах.

2.Комплекс мероприятий, посвященных задачам международного уровня («Россия-Исламский мир» и Евразийский экономический форум в мае, ПМЭФ в июне, 2-й саммит и Экономический форум Россия-Африка в Санкт-Петербурге в июле, ВЭФ в сентябре), способствует усилению запроса на внешнеэкономическую активность глав регионов в ближайшие месяцы. Но одновременно Кремль будет, скорее всего, ориентировать региональные власти не на формальную интенсивность, а на результативность развития таких контактов. Это, в свою очередь, может подтолкнуть губернаторов к более активному развитию международных связей именно с государствами, находящимися в географической близости или уже вовлеченными в реализацию экономических проектов с их регионами – отметим, например, визит главы Хабаровского края Михаила Дегтярева в китайскую провинцию Хэйлунцзян или рабочую поездку главы Челябинской области Алексея Текслера в Казахстан. Во второй половине 2023-2024 годах может возрасти конкуренция между регионами, уже предоставлявшими площадки для международных мероприятий, за повышение статуса проходящих на их базе форумов по внешнеэкономической тематике.

3.Вероятный рост внимания федерального центра к выявлению недостатков и явных злоупотреблений  в работе региональных властей, в том числе по вопросам реализации социальных программ и развития транспортной сферы, может стать фактором дальнейшего усиления влияния «Единой России» на региональную политику — с учетом результативного опыта деятельности федерального штаба по проведению капремонта школ и Рабочей группы по вопросам СВО под руководством секретаря Генсовета партии Андрея Турчака. По мере приближения президентской кампании (возможно, уже в конце лета – в течение осени 2023 года) стоит ожидать и более плотного публичного взаимодействия Владимира Путина с руководством партии, в том числе в рамках повестки, актуальной для крупных городов. Дополнительным маркером, который может указывать на подобный тренд, становится анонсированное выдвижение Сергея Собянина в мэры Москвы на новый срок в качестве кандидата от «Единой России».

4.Подготовка региональных отделений системных политических партий к мероприятиям июня-начала июля 2023 года по выдвижению своих кандидатов на выборах различных уровней становится ключевым этапом аппаратного торга в субъектах со сложной внутриэлитной конфигурацией и заметным протестным потенциалом, где подобные спорные вопросы не были согласованы на предыдущих этапах. Показательно, например, сделанное в конце мая 2023 года заявление руководства Приморского краевого отделения КПРФ о возможном отказе от выдвижения своего кандидата на губернаторских выборах в связи с претензиями по поводу отказов от включения их представителей в участковые избирательные комиссии. В течение июня 2023 года вероятна активизация информационных кампаний, связанных с конфликтами по поводу выдвижения статусных кандидатов на выборах  регионального и, в ряде случаев, муниципального уровня. Например, в Ярославской, Владимирской, Ульяновской областях, Екатеринбурге и, возможно, Красноярске.

5. В условиях атак и диверсионных акций ВСУ в отношении приграничных регионов может стать интенсивнее прямое взаимодействие высокопоставленных представителей Кремля с главами муниципальных образований в таких субъектах. Яркий пример — телефонный разговор между Владимиром Путиным и главой Шебекино Владимиром Ждановым, о котором сообщил этот муниципальный чиновник. Не исключено, что такие шаги могут усилить уже проявившийся в течение 2022-2023 годов тренд на плотное внимание Кремля к муниципальной повестке, возможно, повышая интерес аппаратных групп влияния к назначению своих кадров на этот уровень власти, если речь идет о муниципальных образованиях, значение которых может возрасти с учетом приоритетов федеральных властей. В свою очередь, для части муниципальных управленцев такая ситуация может стать дополнительным фактором карьерного роста. Так, не исключено определенное увеличение доли деятелей, карьера которых включает руководящую работу на этом уровне власти, среди представителей губернаторского корпуса уже в 2025-2026 годах.

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Меры по развитию социальной, транспортной, энергетической и спортивной инфраструктуры, новые инициативы по экологическим вопросам, вызовы в сфере безопасности и антикоррупционные процессы входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в мае 2023 года.

После рабочих встреч с президентом укрепляются позиции главы Тюменской области Александра Моора (перемещается с 7-го на 6-е место), губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 15-го на 14-е место), главы Якутии Айсена Николаева (с 32-го на 25-е место), губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского (с 47-го на 42-е место).

Входит в число фигурантов рейтинга в апреле назначенный на пост врио главы Красноярского края Михаил Котюков (62-е место). Восходящий тренд затрагивает также позиции врио губернатора Омской области Виталия Хоценко (с 63-го на 60-е место) и врио главы Чукотки Владислава Кузнецова (с 66-го на 63-е место). Так, анонсировано выделение Омской области около 6 млрд. рублей до 2027 года на приведение в нормативное состояние опорной сети автодорог региона.

Укрепляются позиции губернатора Новгородской области Андрея Никитина (с 10-го на 9-е место) – регион уже в 2023 году получит на ремонт региональных дорог дополнительно 1,1 млрд рублей, которые были зарезервированы в федеральном бюджете на 2024 год. Позитивным информационным поводом для губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко (с 13-го на 11-е место) стала публикация статистических данных, по которым регион по итогам 2022 года занял первое место по стране по объемам ввода новой жилплощади в расчете на одного жителя.

Рабочая встреча с вице-премьером Александром Новаком, в ходе которой обсуждались в том числе планы строительства аэропорта в республике, приносят дополнительные политические возможности главе Карачаево-Черкессии Рашиду Темрезову (с 61-го на 52-е место).  Рабочая поездка вице-премьера-полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева в Камчатский край, в ходе которой обсуждался ход реализации плана развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2030 года, а также обновление энергетической инфраструктуры, способствует укреплению позиций главы региона Владимира Солодова (с 86-го на 82-е место).

Восходящий тренд затрагивает позиции руководства новых регионов. После вытеснения из Артемовска (Бахмута) подразделений ВСУ, на фоне обсуждения планов его восстановления укрепляются позиции врио главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 18-го на 17-е место). Прошедшее в ходе визита вице-премьера Дмитрия Чернышенко в новые регионы совещание по развитию инфраструктуры связи и созданию единого оператора, а также обсуждение планов восстановления и строительства спортивных объектов в Луганской народной республике создают позитивную повестку для врио главы ЛНР Леонида Пасечника (с 25-го на 21-е место). Визит первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко, вице-премьера Татьяны Голиковой и главы Минздрава Михаила Мурашко в Запорожскую область укрепляет позиции врио главы региона Евгения Балицкого (с 45-го на 40-е место). Посещение Сергеем Кириенко Херсонской области, в ходе которого обсуждались вопросы развития социальной инфраструктуры региона, а также рабочая встреча с вице-премьером Александром Новаком создают выигрышные медиа-поводы для врио губернатора региона Владимира Сальдо (с 46-го на 44-е место).

На фоне открытия  Академии творческих индустрий в арт-кластере «Таврида» (к участникам мероприятия обратился Владимир Путин, образовательный центр посетил Сергей Кириенко) укрепляются позиции главы Республики Крым Сергея Аксенова (с 20-го на 16-е место).

Нисходящий тренд затрагивает позиции руководства регионов, затронутых масштабными природными пожарами: губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 19-го на 20-е место) и главы Курганской области Вадима Шумкова (с 62-го на 64-е место).

Возбуждение Следственным комитетом уголовного дела в связи с нарушениями в Кабардино-Балкарии при строительстве жилья для детей-сирот создает проблемный фон для главы республики Казбека Кокова (с 59-го на 65-е место). Акция рабочих УАЗа, не удовлетворенных уровнем зарплат на предприятии, становится фактором ослабления позиций губернатора Ульяновской области Алексея Русских (с 70-го на 77-е место).

 

 

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в апреле Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1  

1

9,44
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2  

2

8,16
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

3  

3

7,92
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
4  

4

7,27
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5  

5

7,22
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
6  

7

6,95
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

7  

6

6,93
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

8  

8

6,82
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

9  

10

6,74
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
10  

9

6,69
Дрозденко Александр Юрьевич  

Губернатор Ленинградской области

11  

13

6,51
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
12  

11

6,45
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
13  

12

6,44
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
14  

15

6,41
Алиханов Антон Андреевич                          

Губернатор Калининградской области

15  

14

6,40
Аксёнов Сергей Валерьевич                                

Глава Республики Крым

16  

20

6,39
Пушилин Денис Владимирович
И.о. главы Донецкой Народной Республики
17  

18

6,37
Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

18  

16

6,35
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
19  

17

6,33
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

20  

19

6,32
 

Сильное влияние

Пасечник Леонид Иванович
И.о. главы Луганской Народной Республики
21  

25

6,30
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
22  

21

6,29
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
23  

29

6,27
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
24  

23

6,26
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
25  

32

6,24
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
26  

24

6,23
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
27  

28

6,21
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
28  

31

6,19
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
29  

22

6,18
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
30  

27

6,16
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
31  

34

6,14
Голубев Василий Юрьевич     

Губернатор Ростовской области

32  

42

6,13
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
33  

26

6,11
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
34  

33

6,10
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
35  

30

6,08
Парфенчиков Артур Олегович  

Глава Республики Карелия

36  

36

6,07
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
37  

37

6,05
Лимаренко Валерий Игоревич    

Губернатор Сахалинской области

38  

44

6,04
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра

39  

40

6,02
Балицкий Евгений Витальевич
И.о. губернатора Запорожской области
40 45 6,00
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
41  

35

5,99
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
42  

47

5,97
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
43  

43

5,96
Сальдо Владимир Васильевич
И.о. губернатора Херсонской области
44  

46

5,94
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
45  

38

5,92
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
46  

48

5,91
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
47  

39

5,90
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
48  

41

5,88
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
49  

51

5,87
Богомаз Александр Васильевич   

Губернатор Брянской области

50  

49

5,85
 

Среднее влияние

Бочаров Андрей Иванович  

Губернатор Волгоградской области

51  

52

5,84
Темрезов  Рашид Бориспиевич 

Глава Карачаево – Черкесской Республики

52  

61

5,83
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
53  

60

5,81
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
54  

54

5,80
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
55  

53

5,79
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
56  

57

5,77
Гусев Александр Викторович  

Губернатор Воронежской области

57  

50

5,75
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
58  

55

5,74
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
59  

56

5,72
Хоценко Виталий Павлович
И.о. губернатора Омской области
60  

63

5,71
Егоров Максим Борисович
Глава администрации Тамбовской области
61  

58

5,69
Котюков Михаил Михайлович
И.о. губернатора Красноярского края
62  

5,68
Кузнецов Владислав Гариевич
И.о. губернатора Чукотского АО
63  

66

5,66
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
64 62 5,64
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
65  

59

5,63
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

66  

65

5,62
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
67  

68

5,60
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

68  

82

5,58
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
69  

67

5,57
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
70  

64

5,55
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
71  

72

5,54
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
72  

69

5,52
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

73  

71

5,51
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
74  

73

5,50
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
75  

76

5,48
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
76  

77

5,47
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
77  

70

5,45
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
78  

79

5,42
Анохин Василий Николаевич
И.о. губернатора Смоленской области
79  

75

5,40
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
80  

74

5,37
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
81  

78

5,34
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
82  

86

5,32
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
83  

84

5,31
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
84  

80

5,29
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
85  

85

5,25
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
86  

81

5,23
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
87  

87

5,21
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
88  

83

5,19
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
89  

88

5,06

 

 Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2023 г.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: