Зачисление части акцизов на табак в бюджеты регионов: почему предложение Текслера должно быть поддержано
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер принял участие в работе коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития. В качестве главы комиссии Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы» он предложил продлить до 2030 года программу предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов, а также направить в бюджеты регионов часть акцизов на табак.
Позиция, которую занимает челябинский губернатор Алексей Текслер, носит двойной характер. С одной стороны, он, обладая опытом работы в федеральных органах власти и руководя сильным регионом, имеет возможность вырабатывать предложения на основе челябинского опыта и того опыта, который у него лично накопился при взаимодействии федеральных и региональных органов власти. С другой стороны, он выражает позицию, которую обсуждают на комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», где предложения носят уже коллективный характер, они высказаны со стороны регионов.
Большая часть озвученных предложений касается возможности создания долгосрочной финансовой устойчивости в регионах и повышения их финансовой самостоятельности. Именно такую формулировку Текслер использовал в своем выступлении на заседании коллегии Минэкономразвития и Минфина РФ. Эти предложения при своем индивидуальном характере все равно направлены на общую цель.
Часть предложений касается совершенствования системы отношений между Федерацией и регионами и конкретно – уточнений механизмов предоставления трансфертов. Действительно важным становится вопрос индексации объема дотаций на уровень реальной, а не расчетной инфляции, и справедливо высказывалось мнение, что чисто теоретически может быть ситуация, что инфляция будет ниже расчетной, тогда, конечно, можно корректировать в меньшую сторону, но в большую сторону дотации не индексируются, поэтому регион оказывается в меньших финансовых возможностях покрывать расходы, которые у него существуют.
Другой вопрос касается возможности поиска дополнительных доходных источников для регионов. И предложения о том, чтобы ускорить работу по передаче части акцизов на табачные изделия в регионы, тоже должно быть поддержано. Тем более что этот вопрос давно обсуждается, уже найдена консолидированная позитивная позиция по отношению к этому не только со стороны регионов, но и со стороны федеральных законодателей и Минфина России, который настроен на то, чтобы регулирование табачной отрасли было передано в Росалкогольрегулирование, находящееся в подведомстве у Минфина. Но процесс тут тормозится в силу технологических вопросов – каким образом вести учет поступающих акцизов или учет продажи табачных изделий, с которых и нужно собирать акцизы. Но очевидно, что передача такого доходного источника в регионы могла бы быть достойным подспорьем, дополнительным источником, более или менее равномерно распределяемым по регионам.
Есть часть вопросов, которые касаются развития инструментов долгосрочного финансового кредитования. Здесь речь идет как об инфраструктурных бюджетных кредитах, так и о долгосрочных финансовых инструментах в частном секторе. Предложения комиссии сводится к расширению практики работы с этими инструментами, приданию больших возможностей их получения, чтобы инвестиционная работа в регионах активизировалась. Такие предложения являются решением определенного рода дискуссии, которая была в рамках работы комиссии и высказывалась представителями разных регионов. Поэтому, конечно, к этим предложениям нужно прислушаться и посмотреть, как они будут стыковаться с теми идеями, которые тот же Минфин высказывает в части концепции долгосрочных сбережений, или с идеями Минэкономразвития о том, чтобы развивать различные инструменты развития территорий. Вероятно, мы увидим это в ближайшее время.