В Ярославле продолжается оптимизация чиновников: кто от нее выигрывает и есть ли результат?
Губернатор Ярославской области Михаил Евраев заявил, что процесс сокращения управленческого аппарата завершен на 95%. Но было принято решение также ликвидировать ряд государственных и бюджетных учреждений, поэтому о завершении в целом кадровой оптимизации говорить еще рано. Кроме того, он рассказал о планах ввести систему KPI для ежегодной оценки госслужащих. По мнению экспертов РК, несмотря на громкие заявления, эффекта от сокращения чиновников нет, а жителей региона больше беспокоит транспортная реформа, которая проходит крайне болезненно. Подробности – в сюжете.
Оптимизация не подходит к концу
В Ярославской области продолжается оптимизация управленческого аппарата. В октябре 2022 года губернатор Михаил Евраев заявил, что число чиновников и работников подведомственных учреждений сократят на треть.
Накануне «Ведомости» опубликовали интервью с главой региона, который рассказал, что этот процесс на сегодня завершен на 95%, но останавливаться на этом власти не собираются. По словам Евраева, планируется ликвидация ряда государственных и бюджетных учреждений региона.
«Например, у нас шесть институтов развития. Ну а зачем нам шесть институтов развития, если можно иметь один, максимум два? Вот в таких случаях всегда будут приниматься решения по оптимизации», – цитирует издание Евраева.
Ранее было предложено сократить и число депутатов облдумы, работающих на постоянной основе.
Губернатор в очередной раз подчеркнул, что оптимизация проводится не для того, чтобы сэкономить, а для того, чтобы создать нормальные условия труда тем, кто останется, повысить им зарплату. Кроме того, в планах ввести систему KPI для ежегодной оценки госслужащих. Тех, кто работает качественно, будут поощрять.
«Если мы правильно выстроим систему мотивации, мы точно достигнем успеха и у нас будет огромное развитие по всем направлениям», – подчеркнул Евраев.
В этом же интервью Евраев рассказал о возможном возвращении «в систему» бывшего мэра Рыбинска Юрия Ласточкина, если у него будет такое желание. В 2013 году его арестовали, в 2015-м – приговорили к 8,5 года лишения свободы и штрафу в размере 140 млн рублей за получение взятки и растрату. В 2022 году он вышел на свободу. Свою вину он не признал, напоминает «Коммерсантъ».
Губернатор рассказал, что лично не знает Ласточкина, но отзывы о нем в регионе только положительные, поэтому есть вероятность возвращения, чтобы тот был полезным области.
Есть ли эффект?
Генеральный директор социологического центра «Хи-Квадрат» Евгений Голубев с позиции жителя региона и наблюдателя отмечает, что эффекта от сокращения чиновников нет. По его словам, как правило, высвободившиеся средства идут на поощрение тех, кто близок к губернатору.
Кроме того, некоторым из чиновников за ту же зарплату придется делать больший объем работы, но, поскольку больше часов на рабочем месте они проводить не будут, какие-то задачи станут решать в последнюю очередь.
«Если говорить про KPI, то тогда их нужно открывать широкой общественности и обсуждать. Для меня KPI чиновников – это грамотное благоустройство, хорошая работа ЖКХ, транспорта, дорожного хозяйства и так далее. С этой точки зрения ни одного выполненного показателя я не вижу. Поэтому я думаю, что в итоге ничего принципиально нового не произошло, есть просто перераспределение внутренних ресурсов для нужных людей», – подмечает Голубев.
По мнению политолога Александра Миклина, сами по себе инициативы по кадровой оптимизации современные и правильные, способные привлечь к управлению специалистов при помощи повышения зарплаты. Но, по словам эксперта, чиновники всегда очень остро реагируют на подобные изменения и обычно такие эксперименты заканчиваются через год тем, что число госслужащих становится прежним.
«Сокращение управленческого аппарата особо не влияет на систему управления регионом. Не надо питать иллюзий, что кого-то сократили, подразделения перемешали – и это все сразу положительно скажется. Чтобы эта система стала работать более эффективно, нужно, чтобы притерлась команда. Это очень небыстрый процесс. Но, безусловно, этим надо заниматься. Однако в регионе и хуже не стало, ситуация не меняется», – подмечает эксперт.
При этом, как отмечает политолог, для ярославцев гораздо более актуальным было бы грамотное проведение транспортной реформы, а не кадровой.
«Транспортная реформа затрагивает интересы сотен тысяч человек. Пока она проходит очень болезненно и тяжело и не очень эффективна. Вот это людей реально беспокоит», – подытоживает Миклин.