Регионам помогут новыми бюджетными кредитами: на каких условиях?

/

Новый вариант помощи региональным бюджетам предложили в Госдуме. Речь идет о специальных казначейских кредитах, которые будут выдаваться на срок до 15 лет под 3% годовых. Деньги можно будет направить на реализацию инфраструктурных проектов, при этом допускается превышение установленного на текущий год дефицита регионального бюджета и госдолга субъекта РФ на сумму специальных казначейских кредитов. Эксперты считают, что дешевые казначейские кредиты будут интересны регионам, однако объем их долга перед Федерацией и так велик как никогда. Подробности – в сюжете РК.

Дешевые деньги на инфраструктуру

Законопроект о новых видах бюджетных займов внес в Госдуму глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Согласно документу, в 2023 году регионы смогут получить специальные казначейские кредиты на развитие инфраструктуры. Они будут выдаваться на срок до 15 лет по ставке 3% годовых. «Коммерсантъ» уточняет, что уже существующие инфраструктурные кредиты регионы могут получить по такой же ставке, но на срок от 15 лет.

Выдавать новые кредиты будет казначейство из временно свободных средств на едином счете федерального бюджета. Предполагается, что в 2023 году такие займы будут выданы на сумму 250 млрд рублей. При этом допускается превышение установленного на текущий год дефицита регионального бюджета и объема госдолга субъекта РФ на сумму специальных казначейских кредитов.

Если регион не погасит казначейский кредит в установленный срок или своевременно не оплатит проценты за пользование займом, долг взыщут за счет его налоговых доходов или средств, предусмотренных для него в федеральном бюджете.

«Федеральному казначейству предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности, включая штрафы и пени за нарушение срока возврата кредита», – говорится в документе.

Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть право правительства РФ списать задолженность региона по бюджетным кредитам, полученным для погашения долговых обязательств региона по региональным госбумагам и коммерческим кредитам, в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестпроектов, которые будут одобрены до 1 января 2024 года.

Предполагается, что законопроект рассмотрят в первом чтении до 14 февраля.

Долги растут

Доктор экономических наук ведущий научный сотрудник отдела экономики ИНИОН РАН Сергей Смирнов полагает, что дешевые казначейские кредиты будут интересны регионам.

«Что такое 3% годовых, когда целевой показатель по инфляции СберБанка 4%, а инфляция в этом году – пусть 7–8%, если не выйдет за двузначные числа? 3% – это напоминает льготную ипотеку, и у регионов, безусловно, есть интерес получить дешевые деньги», – рассуждает Смирнов.

Однако также важно понимать, за счет чего регионы потому будут отдавать деньги. Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов обращает внимание, что долг регионов перед Федерацией уже велик как никогда и его дальнейшее наращивание будет вызывать вопросы к самой конструкции сложившейся финансовой системы.

«Как могло так случиться, что практически все субъекты РФ, выполняя свои расходные обязательства, остаются должны Федерации и почему этот долг только растет, а не снижается? Это первое. А второе – в связи с техническими изменениями в системе налогообложения, в частности с введением с 2023 года единого налогового платежа и фактической централизацией остатков по налогам, которые поступают и в региональные бюджеты, мы понимаем, что возможностей для осуществления бюджетного маневра у регионов остается меньше, чем в предыдущие периоды», – подчеркивает Климанов.

Эксперт ожидает, что модель финансовых взаимоотношений Федерации и регионов будет корректироваться. Свидетельством этому, по мнению Климанова,  служит тот факт, что правительство ввело механизм списания бюджетных кредитов, если регионы по определенной процедуре доказывают возникновение новой налогооблагаемой базы в субъекте Федерации, которая генерирует поступление доходов как в федеральный, так и в региональный бюджет.

Также существует целый ряд инициатив со стороны субъектов РФ. Одна из них была озвучена в декабре челябинским губернатором Текслером на заседании комиссии Госсовета по экономике и финансам, которую он возглавляет, напомнил Климанов. Текслер предложил пойти на расширение инструментов списания объема бюджетных кредитов на сумму оказания шефской помощи со стороны субъектов Федерации новым территориям или поддержки мобилизованных. Эта инициатива, по мнению Климанова, может быть расширена и по другим направлениям.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: